АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста,
имеющими логопедическое заключение: ФН и ФФН
(в условиях дошкольного логопункта)
Составила
учитель-логопед
Жукова Л.Н.
- I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи и принципы реализации программы.
1.3. Характеристика речевого развития детей
- II. Организационный раздел программы
- . Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия
- . Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопункта
- . Направления работы
III. Содержательный раздел программы
3.1. Перспективное планирование работы с детьми, имеющими логопедическое заключение: ФН и ФФ
3.2. Планируемые результаты освоения программы
- I. Целевой раздел программы
1.1. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым. Логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, всё сложнее становится
организовать эффективную коррекционную работу. До настоящего времени не существует утвержденной Министерством Образования программы, регламентирующей работу дошкольного логопункта. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой позволит не только устранить речевые нарушения у дошкольников, но и освоить ими основную образовательную программу учреждения.
Программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.)
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
- Приказом Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 г. № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
- Образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией.
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе следующих программ и методических разработок:
- Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В.
Срок реализации программы 1 год.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
– проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи.
1.2. Цель программы – выработка стратегии и тактики организации деятельности учителя- логопеда и определение наиболее действенных форм и адекватного содержания работы по развитию речи дошкольников в условиях дошкольного логопункта.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- выявлять, преодолевать и своевременно предупреждать речевые нарушения у воспитанников дошкольного отделения;
- формировать профессиональную компетентность педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
- обучать родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организовывать коррекционно-развивающую среду в семейных условиях.
Программа предназначена для детей 5–7 лет и реализуется следующими периодами:
- при фонетическом недоразвитии речи: 6 – 9 месяцев;
- при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: 1 год.
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- обходного пути;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Фонетическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, замене одного звука другими, смешении звуков и пропусках.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО–ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Характерным для этой категории детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество произносимых звуков искажено. Типично недостаточное различение звуков на слух. Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную сформированность фонетического восприятия также указывают затруднения детей при практическом освоении основных элементов языка и речи. Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыков словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выявляться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употребление сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. В устной речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием, выявляется следующие недостатки произношения:
а) замена звуков более простыми по артикуляции (например, звуки « с», «ш» заменяются звуком «ф»);
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Нарушения фонематического восприятия наиболее отчетливо выражается в следующем:
а) нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих и звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – аффрикат;
б) неподготовленность к элементарным формам звукового состава речи.
Кроме указанных недостатков речи, характерным для детей с фонетическим недоразвитием является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.
- II. Организационный раздел программы
2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми
старшего дошкольного возраста
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | Смысловая сторона речи |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.Развитие речевого дыхания.
Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные – [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные – [м] – [м`], [н]–[н`], [п] – [п`], [т] – [т`], [к ]– [к`], [ф] – [ф`], [д]–[д`], [в] – [в`], [б] – [б`], [г] – [г`] и т.д. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков;
Дифференциация поставленных звуков (в соответствии с индивидуальными планами работы):
Закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи, употребление их в самостоятельной речи. |
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают:
На этом же материале:
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу. Составление схемы слова. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову.
|
Закрепление навыка:
Формирование грамматически правильной речи.
Закрепление умения образовывать:
Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений.
Закрепление умения:
Составление простых распространенных предложений без предлогов и с предлогами. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Объединение нескольких предложений в простой рассказ. Закрепление навыка составления рассказа по картине, по серии картин. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Пересказ текстов, насыщенных изучаемыми звуками. Заучивание наизусть скороговорок, стихотворений, прозаических и стихотворных текстов, насыщенных изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. |
Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая.
2.2. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопункта
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших 3-х летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы. В случае необходимости уточнения диагноза воспитанники с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.
В первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети подготовительного к школе возраста, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с ОНР, ФФН, ФН, фонематическим нарушением; дизартрией, ринолалией). На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, заполняется речевая карта, составляется индивидуальный план работы. Выпуск детей из логопункта проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов. Приём воспитанников с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест в логопункте.
Согласно положению о логопедическом пункте ДО, в течение года на логопункте занимаются до 25 детей в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Продолжительность логопедического занятия с подгруппой – 25-30 мин.; индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 15-20 минут.
Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.
ФНР – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2-3 раза в неделю
Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения.
Индивидуальные. Основная цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных видов деятельности:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Подгрупповые. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время подгрупповых видов деятельности 2-5 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Задачи и содержание подгрупповых видов деятельности:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
2.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
– коррекционно – развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
– информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
III. Содержательный раздел программы
3.1. Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы
Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.
Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-5 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.
Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:
– подготовительный;
– этап вызывания звука;
– этап автоматизации звука;
– этап дифференциации звуков;
-этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Перспективное планирование представляет собой 55 вариантов занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.
При работе с детьми учитель-логопед руководствуется индивидуальным подходом к каждому ребенку с использованием различных вариантов подбора занятий из 55-ти представленных. Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков). Каждому занятию присвоен определенный код, что облегчает в дальнейшем ведение текущей документации. Например, при ежедневном заполнении календарного планирования в графе «Содержание занятия», возможно, указывать только тему и код занятия.
А теперь остановимся более детально на каждом этапе перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.
I этап (подготовительный)
В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:
??формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);
??развитие фонематического слуха и восприятия;
??развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;
??развитие чувства темпа и ритма;
??нормализация речевого дыхания и голосообразования;
??знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;
??развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков
??развитие основных двигательных навыков, координаторной сфере;
??подготовка к анализу звукового состава слова.
II этап. Постановка звука (вызывание звука).
В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:
??развитие фонематического слуха и восприятия;
??формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
??развитие силы и подвижности органов артикуляции;
??нормализация речевого дыхания и голосообразования;
??вызывание (постановку) звука;
??усвоение доступных ритмических моделей;
??формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
??развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
??развитие ВПФ (психологической базы речи).
III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятий, по следующим направлениям:
??закрепление навыка правильного звукопроизношения;
??нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;
??формирование фонологической компетенции;
??расширение лексико – грамматической компетенции;
??развитие связной речи;
??развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
??развитие основных двигательных навыков и координации;
??развитие ВПФ (психологической базы речи);
??развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза
IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.
На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
??закрепление правильного произношения и различения звуков;
??нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи
??расширение лексико-грамматической компетенции;
??развитие связной речи;
??развитие основных двигательных навыков и координации;
??развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
??развитие навыков языкового анализа и синтеза;
??развитие ВПФ (психологической базы речи);
V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.
Количество занятий так же индивидуально для каждого ребенка и основными направлениями коррекционно-развивающей работы на этом этапе являются:
??формирование у ребенка стойких умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;
??развитие связной речи;
??развитие ВПФ (психологической базы речи);
Следует отметить, что предложенное планирование отражает в себе все основные направления коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта, способствует повышению эффективности ее организации и, в конечном итоге, ее результативности.
- I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение (код папки) | |||||
|
Р.01 |
|
|||||||
Р. 1 |
|
2.Артикуляционная гимнастика. Обучение приемам выполнения упражнений общего комплекса (статические и динамические упражнения).3.Дыхательная гимнастика (с тактильным контролем); игры: “Веселая вертушка”, “Загони шарик в лунку”, “Свисток”; Фиксированный выдох со звуками: х-х-х, ф-ф-ф.
Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе.
|
Плакат с изображением ротовой полости.АГ
ДГ
ПГ |
||||||
Р. 2 |
3.Развитие зрительно-моторной координации.
|
1.Артикуляционная гимнастика (статические и динамические упражнения).
3.Обведение шаблонов, рисунков по пунктиру, штриховка и др.
|
АГ
ГМ
ССС |
||||||
Р. 3 | 1Дальнейшее знакомство с понятием «звук».
|
1.Беседа с детьми / ребенком о том, какие звуки слышатся и производятся (речевые и неречевые), способах их формирования
|
ФП
АГ
ПГ |
||||||
Р. 4 | 1.Сообщение знаний о способах формирования звуков речи.
4.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха.
|
Плакат с изображением ротовой полости.
АГ
ДГ ГМ |
|||||||
|
Р. 5 | 1.Формирование у детей представлений о разнообразии речевых звуков.
3.Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха. 4.Формирование мягкой голосовой атаки. 5.Развитие чувства темпа, ритма. 6.Развитие координации движений. |
3.”Осенний листопад», проговаривание слогов на продолжительном выдохе, дыхательные упражнения с движениями.
5;6. Рече-двигательные игры и упражнения. |
АГ
ДГ
ЛР |
|||||
Р. 6 |
2.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции; формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений. 3.Формирование длительного фонационного выдоха. 4.Развитие силы голоса, преодоление твердой атаки гласных. 5.Развитие внимания и зрительной. памяти. |
2.Артикуляционная гимнастика (разучивание комплекса специальных упражнений, направленных на формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука); имитационные игры.
5.Игры «Найди 10 отличий», «Чего не стало?». |
Профили
АГ
ДГ
ВПФ |
||||||
Р. 7 |
2.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции; формирование кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
|
3.Игры с бусами; шнуровка; игра «Золушка».4.Ритмические хлопки без зрительного контроля. «Прослушай серию акцентированных ударов, покажи карточку по числу ударов», «Отхлопай ритм» (без опоры на наглядность) – изолированные удары, серия простых ударов. | Символы звуков.АГ
ПГ ССС |
||||||
Р. 8 |
|
3.Голосовые упражнения. Произнесение предложения с изменением силы голоса «Катя купила цветы» (тихо, громко, шепотом, спокойно; с различной интонацией (вопросительная (АУО?, АУО?, АУО?) повествовательная, восклицательная интонация.»;
|
АГ
ФП |
||||||
|
Р. 9 |
|
4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения); «Дружная семья»; «Засолка капусты», «Пальчики здороваются», «Замок» и др. | АГ
ФП
ПГ |
|||||
Р. 10 | 1 Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.
|
4.Пальчиковая гимнастика (статические и динамические упражнения). | АГ
ФП
ПГ |
||||||
Р. 11 | 1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.2.Формирование длительного фонационного выдоха.
3.Выделение начального согласного и последующего гласного из слов типа МАК.
|
АГ
ДГ
ФП
ПГ |
|||||||
Р. 12 | 1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.2.Формирование длительного фонационного выдоха.
3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ прямого слога типа СУ. 4.Усвоение доступных ритмических моделей слов типа: тa-та, та-та; та-та-та, та-та-та. |
|
АГ
ДГ ФП ССС |
||||||
|
Р. 13 | 1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.2.Формирование длительного фонационного выдоха.
3.Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Анализ слов типа СУП.
|
3.Определение позиции изучаемого звука в слова. «Раздели картинки на две группы по месту звучания звука в слове», составление звуковых схем.
|
АГ
ДГ
ФП
ВПФ
|
|||||
Р. 14 | 1.Формирование правильного артикуляционного уклада изучаемого звука; развитие силы и подвижности органов артикуляции.2.Формирование длительного фонационного выдоха.
|
3.Деление слов на части (слоги), составление звуко-слоговой схемы, подбор слов к звуковой или слоговой схеме.
|
АГ
ДГ ФП
ПГ |
||||||
М. | Проведение элементарного ручного массажа воротниковой и артикуляционной зон, пассивных артикуляционных упражнений для губ и языка. (Проведение специального массажа артикуляционной зоны возможно при наличии у учителя – логопеда документа, дающего право на проведение данного массажа) |
II ЭТАП ВЫЗЫВАНИЕ (ПОСТАНОВКА) ЗВУКА
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение(код папки) |
IIЭтап
Вызывание(постановка) звука Количество занятий: ФН (дислалия) 2-5 ФФН, дизартрия 5-8 |
П. 1 |
3.Формирование длительного фонационного выдоха.
|
2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).
4.Пальчиковая гимнастика, обведение шаблонов, рисунков по контуру, штриховка, игры с пазлами, мозаикой, шнуровка, гимнастика и др. |
АГ
ПЗ
ДГ
ПГ |
П. 2 |
3.Формирование длительного фонационного выдоха.
|
2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).
|
АГ
ПЗ
ДГ
ВПФ |
|
П. 3 |
3.Формирование длительного фонационного выдоха
|
АГ
ПЗ
ДГ
ГМ |
IIЭтап
Вызывание(постановка) звука Количество занятий: ФН (дислалия) 2-5 ФФН, дизартрия 5-8
II Этап Вызывание(постановка) звука Количество занятий: ФН (дислалия) 2-5 ФФН, дизартрия 5-8 |
П. 4 | 1.Развитие силы и подвижности органов артикуляции.2.Формирование длительного фонационного выдоха.
|
3.Вызывание/ постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный способ).
|
АГ
ДГ
ПЗ
ПГ |
П. 5 |
|
2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).
|
АГ
ПЗ
ГМ
ВПФ |
|
П. 6 |
|
2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).
|
АГ
ПЗ
ФП
ССС
|
|
П. 7 |
|
АГ
ПЗ
ФП
ВПФ |
||
П. 8 |
|
2.Вызывание/постановка звука путем применения технических приемов (по подражанию (имитационный способ), с механической помощью и смешанный).
|
АГ
ПГ
ФП
ЛР |
III ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение (код папки) | |
|
А. 1 |
|
1,3,4. Многократное произнесение поставленного звука (утрированно), звукоподражание, отраженное проговаривание слоговых рядов(длительно, прерывисто, тихо, громко, шепотом, с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности), проговаривание слов (звук в начале слова).
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ГМ
|
|
А.2 |
4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1, 3,4. Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов и чистоговорок (звук в начале слова), содержащих данные слоги, самостоятельное называние слов по картинке, игры «Доскажи словечко!», «Чего не стало?», «Что появилось?».
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ЛР ВПФ
|
||
А.3 | 1.Закрепление навыка правильного произношения звука в прямых слогах, звуковых комплексах типа ГСГ, словах (звук в середине слова).
3.Расширение лексико-грамматической компетенции.
|
1, 3.Отраженное проговаривание различных звукокомплексов, слов (звук в середине слова), чистоговорок; игра «Кого или что нарисовал художник?».
Игра «Ежик» (прикрепление прищепок к шаблону «ежик» с проговариванием слогов, слов). |
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП ЛГ ПГ |
||
А.4 |
4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1,3, 4 . Отраженное проговаривание слоговых рядов, слов (звук в конце слова) и чистоговорок, содержащих данные слоги; самостоятельное называние предметов, изображенных на картинке, и называние предметов/картинок по памяти в определенной последовательности (одновременное предъявление 3,4,5-ти картинок) игры «Один-много» «Скажи ласково» (можно использовать мяч).
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ЛР |
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение (код папки) | |
|
А.5 | 1.Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах со стечением согласных, в словах.
4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики. |
1,2, 3. Отраженное проговаривание слоговых рядов с интонационным выделением определенного слога, в определенной последовательности, заданной логопедом); проговаривание слов со стечением согласных.4.1 Обведение шаблона «Солнышко»;
4.2.Вырезание ножницами данного шаблона. 4.3; 1.игра «Солнечные лучики » (прикрепление прищепок к шаблону «Солнышко », сопровождающееся проговариванием слогов). |
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ГМ |
|
А.6 |
3.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
3.Игры «Кто где живет?» «Кто чем работает?» «Из чего сделан предмет?» «Скажи наоборот», « Жадина» (мой, мое, моя, мои), отгадывание загадок. |
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП
ЛГ |
||
А.7 |
3.Расширение лексико-грамматической компетенции. 4.Развитие графо-моторных навыков и пальцевой моторики |
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП ЛГ
ГМ |
||
А 8 |
4.Развитие зрительно-пространственного восприятия. |
1.Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке.
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП ЛГ
ВПФ |
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение (код папки)
|
IIIЭтап
Автоматизация звука Количество занятий: ФН (дислалия) 10 ФФН, дизартрия 16
III Этап Автоматизация звука Количество занятий: ФН (дислалия) 10 ФФН, дизартрия 16
|
А 9 |
3 Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1.Отраженное проговаривание слогов, слов с изучаемым звуком, чистоговорок; самостоятельное называние слов по картинке.
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП
ЛГ
|
А.10 | 1.Закрепление навыка правильного произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах различного слогового состава ,чистоговорках.2.Развитие фонологической стороны речи.
4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
определение позиции звука в данных словах.
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП
ЛГ |
|
А.11 | 1.Закрепление правильного произношения изучаемого звука во фразах и предложениях.
|
1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, содержащих слова с изучаемым звуком.1.2. Заучивание и проговаривание скороговорок, чистоговорок и потешек.
2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение; работа с деформированной фразой; игра «Поправь меня».
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ЛГ
ВПФ |
|
А.12 | 1.Закрепление правильного произношения изучаемого звука во фразах и предложениях.
3.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, содержащих слова с изучаемым звуком.1.2.Заучивание и проговаривание скороговорок и чистоговорок.
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП
ЛГ
|
|
А.13 |
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ЛР СР
|
||
А.14 |
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
СР ВПФ
|
||
А.15 |
2 Развитие навыков языкового анализа
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
ФП СР ВПФ
|
||
А.16 | 1.Расширение фонетико-фонологической компетенции
|
1.2. Составление звуковых схем слов, используемых в данных играх.2.Составление описательного рассказа ( с использованием схем и символов)
|
А[C], А[C’], А[З], А[З’], А[Ц], А[ Ш], А[Ж] , А[ Ч], А[Щ]А[ Р],А[Р’],А[Л],А[Л’]
СР
ВПФ
|
IV ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение (код папки)
|
|
IV Этап Дифференциация звуков Количество занятий: ФН (дислалия) 10 ФФН, дизартрия 14 |
Д.1 | 1.Закрепление правильного произношения и различения звуков в слогах, словах.
5.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Доскажи словечко», «4-й лишний».
4, 5.«Скажи где находится картинка (относительно другой/других между, под и т.д.…». |
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ФП
ЛГ |
|
Д.2 |
4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1;4.Попеременное проговаривание слогов, слов (парами); называние картинок, Игры «Скажи наоборот» (слоги), «О чем мечтает Буратино».
«Подбери к звуко-слоговой схеме предметную картинку».
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ФП
ЛГ |
||
Д.3 |
4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1,4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «4-й лишний» (3 слова с одним зв., а 4-е со 2-м изучаемым звуком
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ФП
ЛГ |
||
Д.4 |
4.Расширение лексико-грамматической компетенции. |
1, 4. Попеременное проговаривание слоговых рядов, проговаривание слов, содержащих оба звука, называние картинок, игра «Чему, кому обрадовался Петя»; разучивание чистоговорок.
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ФП
ЛГ
|
||
Д.5 |
2.Расширение лексико-грамматической компетенции.
|
1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками.2.Составление предложения по сюжетной картинке и его распространение, работа с деформированной фразой.
|
Дсв., Дшип., Дсв.-шип., Дсон.
ЛГ
|
||
Д.6 | 1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах и предложениях.
3.Развитие памяти на линейный ряд слов в предложении. |
1.1.Сопряженное и отраженное проговаривание слоговых рядов, слов, фраз, предложений, чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками1.2. Разучивание скороговорок.
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ЛГ
СР
|
||
Д.7 | 1.Закрепление правильного произношения и различения звуков во фразах, предложениях, чистоговорках и скороговорках.2.Развитие навыков языкового анализа.
3.Расширение лексико-грамматической компетенции
|
1.Сопряженное и отраженное проговаривание фраз, предложений, скороговорок и чистоговорок, содержащих слова с изучаемыми звуками
|
Дсв., Дшип., Дсв.-шип., Дсон.
ЛГ
СР ПГ |
||
Д.8 |
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
СР ВПФ
|
|||
Д.9 |
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ФП
ВПФ СР
|
|||
Д.10 |
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
СР ВПФ
|
|||
Д.11 |
|
2;5.Соедини все точки линией и назови предмет, который получился; составь звуко-слоговую схему к этому слову.
4.Творческая концовка рассказа. |
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
ФП
ВПФ СР ГМ |
||
Д.12 |
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
СР ВПФ ГМ |
|||
Д.13 |
|
3, 4. Повтори 2-е предложение из прослушанного рассказа; назови 2-е слово из этого предложения и составь к нему звуковую схему. | Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
СР ВПФ ФП |
||
Д.14 |
|
Дсв., Дшип.,Дсв.-шип., Дсон.
СР ВПФ ГМ |
V ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Этап работы | Код занятия | Цели и задачи занятия | Виды работ | Методическое обеспечение (код папки) | |
|
С. | 1.Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
|
1, 2. Беседа на заданную тему; составление рассказов по сюжетным картинкам и серии сюжетных картинок; составление описательных рассказов, рассказа по опорным словам, творческая концовка рассказа, пересказ небольших рассказов, инсценировки сказок.
Игра «Объясни словечко» «4-й лишний» (с объяснением) и т.д.
|
СР |
Методическое обеспечение
№ п/п | Код папки | Название папки |
1. | АГ | АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА |
2. | ДГ | ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА |
3. | ПЗ | ПОСТАНОВКА ЗВУКА |
4. | А [ ] | АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА |
5. | Д [ ] | ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ |
6. | ФП | ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ |
7. | ССС | СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА |
8. | ЛГ | ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ |
9. | СР | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ |
10. | ПГ | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА |
11. | ГМ | ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ |
12. | ЛР | ЛОГОРИТМИКА |
13. | ВПФ | ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
- Планируемые результаты освоения программы
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
Используемая литература:
- Герасимова В. А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – С.-Пб. 2002
- Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ
- Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» – Ростов-на-Дону, «Феникс», С-Пб., «Союз» 2004
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста – С-Пб., «Союз» 2004
- Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.Пб.,1997
- Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет – М., «ГНОМ и Д» 2003
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение – М., «Гном-Пресс», 1999
- Филичева Т.Б., Чиркина В.Г., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; Москва «Просвещение» 2008
Опубликовано
30 Авг 2016 в 13:29. Рубрика: Методики логопеда. Вы можете следить
за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.