Подготовка к обучению чтению

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка: внимания, памяти, мышления.

Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он будет отвлекаться. Очевидно, что прежде, чем предлагать малышу запоминать буквы, нужно начать с запоминания картинок.

Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребенок должен уже уметь находить сходство и различия между предметами и звуками окружающего мира. Сравнивая группы предметов, классифицируя их, малыш будет использовать уже сформировавшиеся мыслительные навыки и в работе с буквами.

Мой методический материал поможет вам в организации и проведении работы по развитию интереса и способностей к чтению. Способности – это особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков.

Необходимо сформировать основу, то есть подготовить базу, помочь педагогам в организации и проведении работы по развитию интереса и способностей к чтению. У ребенка должны быть сформированы речевые навыки и умения.

Уровень развития речевых навыков и умений характеризуется следующими показателями:

1. Сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения.

2. Наличие представления о звуковой основе речи, о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные; твердые и мягкие согласные).

3. Проявление заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнение упражнений по звуковой культуре речи.

 

Мои игры и упражнения выстроены в последовательности, в которой мы обучаем ребенка:

Звук

Слог

Слово

Предложение

 

Звук

Знакомство со звуками начинается с развития способностей ребенка различать на слух то, что он слышит в окружающей действительности. Например, «Как жужжит жук?», «Как шипит змея?».

Еще в раннем детстве мы использовали такие игры: «Кто как топает?», «Что ты слышишь?», «Отгадай, чей голосок», в которых, развивая речь ребенка, мы использовали звукоподражание голосам домашних птиц и животных.

Уже в старшей и подготовительной к школе группе, работая над развитием фонематических процессов, мы активно включаемся в работу по изучению звуков речи.

При развитии фонематического слуха в этот период обучения главное место занимают: зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции педагога и речедвигательный анализ; развитие внимания к звуковой стороне речи; способность слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки; подготовка детей к анализу звукового состава слова. Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата дает толчок для завершения процесса фонемообразования.

Прежде всего, используются звуки раннего речевого генеза, так как они реже всего бывают нарушены. Но, несмотря на это, необходимо уточнять или формировать правильную артикуляцию звуков. Например, звук «У» – губки вытянуты трубочкой: «Как гудит паровоз?», или «Поиграем на дудочке». Звук «А» – рот широко открыт. Звук «И» – губки растянуты в улыбочке.

Для лучшего усвоения подкрепляем материал графическим изображением звуков.

Дидактическая игра «Немые звуки»: педагог демонстрирует детям графическое изображение, а воспитанники должны отгадать звук и произнести его.

«Отгадай звук»: педагог за экраном произносит звук, дети должны поднять нужную карточку с графическим изображением.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «И»»: педагог называет цепочку звуков, а дети хлопком выделяют заданный звук.

Игра «Необычный футбол». Расскажите ребенку, что будете с ним играть в необычный футбол. Он – вратарь, а вы – «бросаете» слова ему в ворота. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договорились, малыш должен «поймать» слово – хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, середине, конце.

Дидактическая игра «Определи одинаковый звук в словах»: педагог называет ряд слов и предлагает детям определить одинаковый звук в словах.

«Доскажи словечко со звуком «П»».

«Найди предмет, в котором есть звук»: разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки, предложите выбрать те, в которых есть заданный звук.

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»: педагог предлагает несколько картинок, в названии которых есть звук «У», и одну картинку, в названии которой другой звук. Например: утка, удочка, улей, облако. Сначала дети должны назвать каждую картинку и найти ту, в названии которой нет звука «У».

«Соедини линиями предметы, названия которых начинаются с одинаковых звуков». Назови эти звуки.

«Назови и обведи лишний предмет».

После того, как мы изучили звуки «А», «У», учимся сливать 2 звука («УА», «АУ») и производить элементарный анализ: «Какой звук слышен сначала?», «Какой второй звук?».

На этом этапе можно ввести понятие «гласный звук»: тянется ниточка (воздух проходит легко и свободно). Дидактическая игра «У кого самая длинная ниточка»: детям предлагается глубоко вдохнуть и долго тянуть гласный звук, «вытягивая ниточку».

Большое внимание на всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произнесения которых зависит четкость речи. Это играет значительную роль при анализе звукового состава слова.

Все 6 гласных звуков специально отрабатываются (а, у, и, о, ы, э), затем по одному добавляются звуки «П», «Т», «К» и некоторые другие согласные. При произнесении каждого из них делается акцент на то место, где встречается преграда («П» – губки взрываются, «Т» – язычок, как молоточек, ударяется за верхними зубками). Когда мы сделали акцент на «преграду», можно вводить понятие «согласный звук».

Учимся различать твердый и мягкий, глухой и звонкий звуки. Звонкие согласные произносятся при помощи голоса и шума, глухие – только при помощи шума. Для того, чтобы познакомить детей с глухими и звонкими согласными, можно поиграть в игру «Колокольчик»: предлагаем детям послушать и ощутить вибрацию при произнесении звонкого согласного. Дети поднимают вверх колокольчик, когда услышат звонкий звук. Или также можно предложить работу в тетради: «Назови предметы, соедини их линиями так, чтобы первые звуки в названиях этих предметов образовывали пары звонкий-глухой». При изучении данных звуков также могут быть использованы вышеперечисленные игры и упражнения.

Дается понятие «согласный звук», по мере изучения звуков «П», «Т», «К» мы переходим к следующему этапу.

«Соедини линиями предметы, названия которых начинаются с одинаковых звуков».

Работаем над определением твердости и мягкости согласного звука. «В каких словах звук «Б» звучит твердо, а в каких мягко?», «Обведи предметы, в названии которых встречается твердый звук «Б» синим карандашом».

«В каких словах звук «П» звучит твердо, а в каких мягко?», «Обведи предметы, в названии которых встречается мягкий звук «П’» зеленым карандашом». «Киска-молоточек»: педагог перечисляет различные звуки изолированно или в словах, и дает задание детям «погладить киску», когда услышат мягкий согласный и «постучать молоточком», когда услышат твердый согласный. Предлагается игра: «Обведи синим карандашом картинки, названия которых начинаются с согласного звука, а красным – с гласного звука».

Одновременно с этим вводим схематическое изображение звуков квадратиками разного цвета: красный – гласный, синий – согласный, зеленый – мягкий согласный.

 

Работа над слогом

Мы уже научились сливать гласные звуки вместе, это поможет нам объяснить ребенку, как сливать гласный с согласным.

Что же такое слог? Это когда сложили 2 звука. Например, сначала слышим «А», затем слышим «П». Что вместе получится? «АП» («ОП», «УП», «ИП»).

Постепенно переходим к прямым слогам: «ПА, «ПУ», «ПЫ».

Начинаем активную работу над анализом слога. Например, в слоге «АП» – 2 звука, 1 звук «А» гласный, второй звук «П» – согласный.

 

Слово

Переходим к изучению слова и объясняем детям, что любой предмет обозначается словом, даем графическое изображение слова (палочка или полоска).

Дидактическая игра: «Назови много слов со звуком «П»»: педагог предлагает детям придумать много слов со звуком «П», за каждое слово ребенок получает фишку, победит тот, кто собрал больше фишек.

«Запомни цепочку слов»: детям предлагается запоминать несколько слов, начиная с 3х, постепенно увеличивая количество слов в этой цепочке (например, папа, пышка, полка, папа, пышка, полка), дети по кругу называют слова по порядку; «Доскажи словечко».

Умение слышать различия между близкими по звучанию словами поможет ребенку легче освоить основы чтения. «Выдели лишнее слово»:

Нора, нора, пора, нора.

«Закончи слово»: бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например, КА, ребенок должен вернуть мяч, закончив слово (например, он ответит ША) Обязательно произнесите целое слово, после того, как ребенок его отгадает: КАША. Потом поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок загадывает вам слова.

«Отгадай все звуки в слове», «Определи позицию звука в слове».

«Определи, где находится звук «А» в названии этих предметов: в начале, середине или в конце. Раскрасим нужный квадратик». «Где находится звук «К»»?

 

Деление слов на слоги

Переходим к делению слов на слоги.

Расскажите малышам, что слова можно записывать, даже не зная букв. Напишите слово «Мама»: нарисуйте 2 дуги (2 шапочки, 2 кочки). В другой раз разложите на столе предметные картинки, предложите ребенку найти такие, на которые можно «надеть 2 шапочки» (слова, в которых 2 слога, на схеме изображаем 2 дугами), можно «надеть 3 шапочки»; найти картинку, которой хватит и 1 шапочки. Для разнообразия вы можете слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью черточек. Или, чтобы определить количество слогов в слове, предлагаем детям положить ладонь под подбородок, произнести слово и сосчитать, сколько раз открылся рот.

Такие игры очень нравятся малышам. Они учат не только видеть слоговую структуру слов, но и привлекают к процессу обучения чтению.

Или предлагаем детям хлопать в ладоши на звуки, которые поются, то есть на гласные. Сколько гласных звуков, столько раз хлопнули в ладоши, и столько же частей в слове – слогов. Слова с разным количеством слогов можно обозначать схемами: Жук (1 слог) – Пи-ла (2 слога) – –, Бе-ре-за (3 слога) – – –.

 

Анализ слова

Переходим к анализу слова.

Скажи, сколько звуков в слове «зима»? Сколько гласных? Назови.

Сколько твердых согласных? Назови.

Сколько мягких согласных? Назови.

 

Предложение

Поработали со словом и вводим понятие предложение. Схематически обозначаем его длинной полоской.

Игра «Живые слова». Назначаем ответственных за слова, каждому игроку – по 1 слову (например: кошка, спит, пушистая), дети выстраиваются в нужном порядке, в котором педагог называет слова в предложении.

Предлагаем детям назвать предмет, например, «машина», затем подобрать какое-то определение к слову «машина». Например, «красная». Получилось 2 слова – 2 полоски. Объясняем ребенку, что эти 2 полоски обозначают 2 слова: «красная», «машина». Можно использовать детали от конструктора, пуговицы, карандаши, фломастеры, магниты, конфеты. Интересно нанизывать слова-бусинки на жгутик.

Что делает машина? – едет. Таким образом, у нас выкладывается 3 слово. Получилось предложение «Едет красная машина».

Дидактическая игра «Что за чем следует» – выкладываем палочки. «Отгадай слово»: придумали предложение, выложили нужное количество палочек, педагог предлагает определить и назвать слово, которое находится на 3 месте (4ом, 1ом).

Игра «Протопай предложение ножками». На полу выкладываются полоски или кочки.

Можно использовать работу с деформированным предложением: «Слова перепутались». Например, педагог читает слова: «нос, Буратино, у, длинный», предлагая детям «починить» предложение. Дети должны на слух расставить слова в предложении в правильном порядке.

«Скажи предложение по кругу»: детям предлагается запомнить предложение из нескольких слов, каждый называет по одному слову, передавая мяч.

 

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Одновременно со звуковой культурой речи ведется работа над развитием зрительного восприятия, внимания, памяти. Здесь могут быть использованы игры «Кого не стало»: детям предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза, в это время педагог убирает 1 картинку, открыв глаза, дети должны отгадать, чего не стало; «Положи, как было»; «Где находился предмет?»; «Сравни картинки»; «Найди 10 различий».

Необходимо упражнять детей в выкладывании фигур из палочек, копировании по образцу, рисовать фигуры по памяти, дорисовывать недостающие детали.


Буква

В дальнейшем огромная подготовительная работа позволяет нам перейти к изучению некоторых букв. Причем, необходимо букву называть коротко, как звук, и объяснить, что буква – это графическое изображение звука.

Можно предложить детям загадку:

С виду черные, кривые,

От рождения немые,

А, как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

 

Чтобы помочь детям запомнить буквы, предлагаю использовать занимательные упражнения: стихи про буквы с картинками, которые можно использовать и как физкультминутки, например:

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква «А».

 

Также полезно прописывание буквы в воздухе, на песке; вылепливание буквы из пластилина; выкладывание из палочек.

«Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом».

«Найди нужную букву», «Буквы перепутались», «Какие буквы не дописаны? Дорисуй». «Соедини предмет и букву, с которой начинается его название», «Найди на рисунке буквы, назови и обведи».

Мы уже говорили, что буква – это графическое изображение звука. Поэтому буквы могут обозначать гласный или согласный звук. «Раскрась буквы, которые обозначают гласный звук, красным карандашом, а согласный – синим».

Складываем из букв слоги

От буквы перейдем к слогу. Объясняем детям: так, как мы соединяли звуки, так же мы можем соединить и буквы.

Предлагаю следующие игры:

«Сложи буквы и прочитай слоги».

«Прочитай слоги».

«Соедини согласные буквы на лепестках с гласной буквой в середине цветка. Какие слоги у тебя получились?».

«Соедини слоги МА-МА, какое слово получится?».

«Соедини слог и согласную букву ДО-М, какое слово получится?».

«Прочитай слова и подбери к каждому из них картинку».

Слова могут состоять из 1, 2 или нескольких слогов:

«Соедини линиями предметы и схемы, которые соответствуют названиям предметов».

Напоминаем, что в слове всегда столько слогов, сколько гласных звуков.

При работе над словом можно использовать игру «Сравни слова» (лак-рак). Чем похожи? Чем не похожи?

 

Заключение

Представленные мной игры могут быть использованы для организации подготовительной работы к чтению. Благодаря им вы будете формировать познавательные способности: внимание, память, мышление, и ненавязчиво готовить ребенка к процессу обучения чтению.

Опубликовано 23 Янв 2016 в 14:11. Рубрика: Методики логопеда. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.