Постановка звука «С»

Постановка звука «С»

При правильной артикуляции звук «С» произносится следующим образом:  губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная.

Нарушения в произношении данного звука могут быть трех видов:

  • Ребёнок заменяет звук «С» другим, более лёгким по артикуляции звуком;
  • Звук «С» совсем отсутствует в детской речи (сигматизм);
  • Ребёнок искажает звук «С».

Перед тем, как работать над постановкой звука «С», нужно убедиться, что артикуляционный аппарат ребёнка полностью готов к произношению свистящих звуков. Для его подготовки используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционных упражнений, лучше всего подходящих для постановки данного звука, подбирается логопедом.

После подготовки можно начинать постановку звука. Существует несколько способов:

  1. Постановка звука на основе подражания. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука «С». Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями, так как от этого зависит правильность произнесения звука. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук «С».
  2. Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с-с-с-с). При этом в таких имитационных упражнениях иногда используются реальные предметы, которые ещё больше будят интерес ребёнка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.
  3. Постановка звука на основе опорных звуков. Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С».
  4. Постановка звука механическим способом. Логопед с помощью подручных средств самостоятельно располагает в правильном положении артикуляционные органы ребёнка и просит его плавно, но сильно выдуть воздух. Когда у ребёнка получается звук «С», он  может самостоятельно произнести его без помощи взрослых.

Как только ребёнок научится произносить звук «С» изолированно, можно переходить на следующую ступень – автоматизация звука.

Для автоматизации звука «С» специалисты используют специально подобранный ряд слогов и слов, в которых есть этот звук, различные упражнения, интересные для детей. Также широко используются стихи. Дети очень любят стихи, что благоприятно сказывается на результате.

Опубликовано 23 Окт 2015 в 10:22. Рубрика: Нарушение звукопроизношения. Вы можете следить за ответами к записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.